|
автор: Лукманов Олег специально для сайта samosval.pro
В последнее десятилетие на российском рынке перевозки инертных материалов сложилась интересная ситуация. Главной особенностью этого периода явилось массовое появление самосвалов иностранного производства. Ранее этот рынок практически всецело принадлежал таким маркам как КАМАЗ, КРАЗ И МАЗ. «Старожилы» помнят еще чехословацкие Татры и немецкие Магирусы, но доля их в общем объеме перевозок была ничтожна. Поэтому для понимания ситуации надо отметить одно важное обстоятельство. Основы российской линейки самосвалов закладывалась в советские времена, с одинаковыми условиями по проектной и максимальной грузоподъемности, едиными требованиями по нагрузкам на оси и т.д. В связи со всем этим у перевозчиков инертных материалов выработались определенные стереотипы. Например, совершенно естественным было мнение, что при перевозке кузов любого самосвала должен быть полным, поскольку объем кузова проектировался под инертные материалы с учетом грузоподъемности. Самосвалы с меньшей грузоподъемностью снабжались, соответственно меньшими кузовами. В результате выработалось твердое правило – при перевозке щебня, песка, гравия самосвал грузится полностью, особых проблем с перегрузом не будет. В отношении российской техники с течением времени все осталось по-прежнему. Например, если загрузить КАМАЗ 6520 сухим песком по «борта», то вес груза составит примерно 19,2 тн.* При грузоподъемности в 20 тн. проблем никаких не возникает. Конечно, и сегодня и раньше особо ретивые перевозчики насыпали «с верхом», и возили «перегруз», но это уже другая история. Появление европейских самосвалов общей картины не изменило. Возьмем к примеру, «классическую» Scania P114 CB6X4HZ 380 с привычной для России колесной формулой 6х4, при грузоподъемности в 25 тн. автомобиль снабжен кузовом объемом в 16 м3. Насыпав его, как обычно, до краев щебнем перевозчик получал вес в 22,4 тн.** и не страдал от перегруза. Добавим, что двигатель у Scania мощностью в 380 л.с., который уверенно справляется с подъемами, бездорожьем и прочим. В целом, немецкие и шведские грузовики принципов водителей и заказчиков не изменили, они просто подняли производительность и комфорт. Проблемы пришли с массовым появлением китайских самосвалов. В этот момент воедино соединились ловкость китайских маркетологов, решительность дилеров и менталитет российских перевозчиков инертных грузов. Особую роль в развитии ситуации сыграла вместимость китайских «Фотонов» и «Ховеров». Получив в лизинг относительно недорогой, европейский с виду грузовик, владельцы с благоговением взирали на просторные кузова объемом 19 или 25 (м3). Дальше все шло по старой схеме! Перевозчики щебня и гравия по привычке насыпали полные кузова, и радостно потирали руки, предвкушая быструю прибыль. То, что в 19 кубовый кузов грузится около 40 тн. влажного песка, как-то в расчет не принималось. Да и опыт был – КАМАЗы ходили с двойной перегрузкой, и ничего страшного не случалась. Да, рама хрустит, да «стреляют» баллоны, но ничего, тянут! С «китайцами» почему-то не заладилось, пошли перегревы двигателей и беды с поршневой группой, проблемы со сцеплением, неполадки с тормозными системами и гидравликой. К этому добавилось скверное качество электрооборудования и трубопроводов. В результате, о китайских самосвалах сложилась слава, как об автомобилях на один сезон (если повезет). Для того чтобы быть объективными, и дать какие-то реальные оценки по применению таких самосвалов для перевозки инертных грузов, стоит отделить последствия перегруза от плохого качества деталей или сборки. Рассмотрим все обстоятельства на хорошо известном представителе китайского автопрома FOTON AUMAN BJ3253DLPJB-S4. У него привычная колесная формула 6х4 и габариты аналогичные КАМАЗу. Начнем с важнейших для самосвала характеристик: колесной базы, мощности двигателя, объема кузова и снаряженной массы автомобиля. На рисунке показан российский самосвал, красные цифры обозначают аналогичные размеры ФОТОНа. Китайский самосвал длиннее российского на 67 см., но общая колесная база больше всего на 13,5 см. Т.е. можно смело утверждать, что они практически идентичны. Сравним ширину колеи: у КАМАЗА – 2040/1907 (передняя/задняя (мм)), у ФОТОНА - 1532/1765, очевидно, что у машины из Китая она меньше. Ширина самого самосвала в обоих случаях почти не отличается (2500 и 2495 (мм)).
Перейдем к мощности двигателя, на российские самосвалы ставят турбодизели мощностью 320-360 л.с., ФОТОНы комплектуются также дизелем с турбиной, но только мощность - 270 л.с., разница очевидна, она доходит до 90 л.с.! Китайский самосвал явно слабее, а ведь с мощностью двигателя согласуется и сцепление и характеристики трансмиссии. В целом, хорошо видно – нет никаких оснований считать, что китайский самосвал рассчитан на большую грузоподъемность, чем российский. И запаса прочности и тяги у него нет. Паспортные данные, в общем-то, это подтверждают: у КАМАЗА 6520 эта величина составляет 20 тн., а у ФОТОНА 22 тн. Хотя, в общем, ясно, что он не тянет и на столько, но цифра более-менее правдоподобна. Теперь самое главное – объем кузова: у КАМАЗА - 12 м3, у ФОТОНА – 19 м3! Вот и получается, что по привычке нагрузив полный кузов влажным песком***, водитель получит перегруз в 16 тонн! И это при слабом двигателе! Конечно, появятся проблемы со сцеплением, трансмиссией, подъемником и перегревом. Как следствие, автомобиль будет объявлен плохим и не качественным. По всей видимости, причина кроется в менталитете. В известном журнале «Авторевю», в статье об убыточности китайских самосвалов автор прямо иронизирует на этот счет: «в кузов влезет 30 тонн, а грузоподъемность заявленная производителем почему-то равна всего 22 тоннам»**** Действительно, для российского перевозчика выполнять заказ с кузовом на треть пустым – нонсенс! Строители забывают о том, что самосвалы производят не только для них, их с успехом применяют и в других отраслях, например, для транспортировки сельскохозяйственной продукции. Никто не будет спорить с тем, что ФОТОН за один рейс увезет почти в два раза больше чем КАМАЗ капусты или пшеницы. Кстати, у сельскохозяйственных предприятий Ховеры и Фотоны ходят без перегруза, и неплохо себя зарекомендовали. Большой кузов расширяет возможности применения, он дает реальный выигрыш при перевозке объемных, легких грузов и строительных материалов (керамзит например). При транспортировке тяжелых инертных материалов большой кузов бесполезен, если за ним не стоит реальная грузоподъемность. Поэтому, планируя приобрести китайский самосвал, предприниматель должен внимательно ознакомиться с его техническими характеристиками, оценить мощность двигателя, подвеску и раму. Цифры в техпаспортах означают действительно максимальную грузоподъемность, а не просто данные для бухгалтерии. При таком подходе самосвалы из КНР оправдывают свое главное конкурентное преимущество – цену. * объем кузова 12 м3, коэффициент пересчета 1,6. **коэффициент пересчета 1,4 ***коэффициент пересчета – 2
|